Вскоре об этом танце узнал Брахма. Овладев искусством исполнения этих движений, он обучил им мудрого правителя Бхарату. Бхарата пожелал, чтобы о волшебном танце, доступном лишь богам, стало известно и простым смертным, и обратился с этой просьбой к Вишну, который милостиво позволил людям постичь искусство исполнения божественного танца.
«Натья-шастра» — трактат, написанный Бхаратой, который подробно описывает все составляющие танца как театрализованного представления, включает в себя детальные описания типов выразительности (абхинаи), использование костюмов, грима, аксессуаров (ахарья), рассказывает о жестах и частях телах, участвовавших в действии (ангика), большое внимание уделено речи (вачика) и эмоциям (саттвика) танцоров. По сей день индийские хореографы пользуются в своей преподавательской практике трактатом «Натья-шастра» и комментариями к нему.
В древности и средних веках танцы исполнялись исключительно в индийских храмах специально обученными этому искусству девушками из благороднейших семейств. Танцовщиц называли девадаси, в их задачу входило посредством танца ублажать небеса и быть посредниками между различными божествами. Девадаси, жившие непосредственно в храмах, не только виртуозно владели искусством священного танца, но и превосходно чувствовали ритм, были отличными музыкантами, были знакомы с ведическими текстами, красиво одевались и речь их была прекрасна. Танцовщицы, являясь невестами бога, не могли сочетаться браком с обычными мужчинами. Их уважали все жители от мала до велика, а богатые люди считали за честь преподносить щедрые дары храмовым танцовщицам и храмам.
Но европейцы, пришедшие в Индию со своими устоями и обычаями, разорили многих состоятельных людей и пожертвования храмам прекратились. Нужда и голод заставили девадаси своими танцами ублажать колонизаторов и знать во дворцах, а иногда дело доходило до телесных угождений. Нек
огда почитаемые танцовщицы в начале XX века стали презираемы обществом и подверглись жесточайшему осуждению. Божественный танец забыли, однако ему суждено было возродиться. Вспомнить о красоте и великолепии индийского танца людям позволил величайший бенгальский поэт-музыкант Рабиндранат Тагор, создавший в 30-х годах ХХ века прекрасную музыку и танец, возвышающий человека, пробуждающий в нем его божественную природу и тоску об утраченной божественности. Индийский классический танец получил свое второе рождение.
В современном мире индийский классический танец составляют восемь стилей танцев, соответствующие канонам трактата «Натья-шастра»: