Классические индийские танцы

14.05.2012

 

Вскоре об этом танце узнал Брахма. Овладев искусством исполнения этих движений, он обучил им мудрого правителя Бхарату. Бхарата пожелал, чтобы о волшебном танце, доступном лишь богам, стало известно и простым смертным, и обратился с этой просьбой к Вишну, который милостиво позволил людям постичь искусство исполнения божественного танца.

 

Индийский танец

«Натья-шастра» — трактат, написанный Бхаратой, который подробно описывает все составляющие танца как театрализованного представления, включает в себя детальные описания типов выразительности (абхинаи), использование костюмов, грима, аксессуаров (ахарья), рассказывает о жестах и частях телах, участвовавших в действии (ангика), большое внимание уделено речи (вачика) и эмоциям (саттвика) танцоров. По сей день индийские хореографы пользуются в своей преподавательской практике трактатом «Натья-шастра» и комментариями к нему.

 

В древности и средних веках танцы исполнялись исключительно в индийских храмах специально обученными этому искусству девушками из благороднейших семейств. Танцовщиц называли девадаси, в их задачу входило посредством танца ублажать небеса и быть посредниками между различными божествами. Девадаси, жившие непосредственно в храмах, не только виртуозно владели искусством священного танца, но и превосходно чувствовали ритм, были отличными музыкантами, были знакомы с ведическими текстами, красиво одевались и речь их была прекрасна. Танцовщицы, являясь невестами бога, не могли сочетаться браком с обычными мужчинами. Их уважали все жители от мала до велика, а богатые люди считали за честь преподносить щедрые дары храмовым танцовщицам и храмам.

 

Но европейцы, пришедшие в Индию со своими устоями и обычаями, разорили многих состоятельных людей и пожертвования храмам прекратились. Нужда и голод заставили девадаси своими танцами ублажать колонизаторов  и знать во дворцах, а иногда дело доходило до телесных угождений. Нек

 

огда почитаемые танцовщицы в начале XX века стали презираемы обществом и подверглись жесточайшему осуждению. Божественный танец забыли, однако ему суждено было возродиться. Вспомнить о красоте и великолепии индийского танца людям позволил величайший бенгальский поэт-музыкант Рабиндранат Тагор, создавший в 30-х годах ХХ века прекрасную музыку и танец, возвышающий человека, пробуждающий в нем его божественную природу и тоску об утраченной божественности. Индийский классический танец получил свое второе рождение.

 
Индийский танец

В современном мире индийский классический танец составляют восемь стилей танцев, соответствующие канонам трактата «Натья-шастра»:

 

  •  
    Бхаратанатьям — около 5000 лет назад этот танец возник в Тамилнаде (Южная Индия). Отличительной особенностью этого древнейшего танца является чрезвычайно ритмичные движения ног, симметричность четких движений, яркая выразительная мимика. Без этого танца не обходятся ни один религиозный праздник в Индии.
  • Кучипуди — этот танец родом с юго-восточной Индии, штат Андхра-Прадеш. Представляет собой синтез драматургических и танцевальных элементов с сюжетной канвой из священных индийских текстов. Энергичный, трепетный, лиричный, полный чувств и эмоций изобразительный танец.
  • Катхак —  в переводе с санскрита это слово значит «сказитель». Ранее этот танец исполнялся певцами в храмах. Родиной катхака считается северная часть Индии. Танец характеризуют сложные ритмы и движения ступней на вытянутых ногах, стремительные пируэты, утонченная мимика — и все это под религиозное пение стихов. В этом танце прослеживается слияние индийской и мусульманской культуры,
     
    поэтому танцовщики могут быть как в мусульманских, так и в индусских одеждах.
  • Мохини-аттам — танец зародился на юго-западе Индии в штате Керала. Очень схож с бхаратанатьямом.  Исполняется сольно исключительно женщиной по сюжету «Рамаяны» или известным поэтическим произведениям. По-женски грациозный, мягкий и плавный танец с тонким языком жестов.
  • Манипури — природа штата Манипури (северо-восточная Индия) невероятна красива. Не менее красив и изыскан танец манипури, который может исполняться как сольно, так и несколькими танцовщицами. Легкая поступь, грациозные движения под оркестровую музыку, высокие чувственные голоса певцов, красочные костюмы — таковы отличительные особенности этого радостного религиозного танца.
  •  
    Катхакали — еще один танец, местом рождения которого является штат Керала. Это танец-драма, как правило, исполняемый лишь мужчинами под  звуки барабанов от заката до восхода солнца, погружая зрителей в стилизованное представление с необъятного размера многоцветными костюмами,  маскообразным гримом, где добро непременно одерживает победу над злом.
  • Сатрия — танец возник на востоке Индии в штате Асаам. Представляет собой артистическое действо, где главным героем является Вишна (воплощение Кришны) и выражаются различные чувства (9 навараса).
  • Одисси — прелестный танец «освобождения души» родом из Орисса. Характерная особенность одисси — скульптурные позы и движения. Создается впечатление словно изваяния вдруг ожили и начали свой грациозный танец, прославляющий бессмертную любовь и бога Вишну.

 

Индийский танец
Индийский танец