Шива — высшее проявление аскетического существования. Он — движущаяся Вселенная, которая беспрестанно вершит свой танец. Шива, которого также называют Натараджа, является Владыкой Танца, Царем Танцоров. Он танцует с наслаждением на космической сцене, таким образом создавая Вселенную, уничтожая ее в конце каждой эпохи, а затем творя ее заново. Этот вечный танец созидания и уничтожения, динамического эволюционного равновесия называется Тандава. Он является воплощением высшего блаженства Шивы и вызывает пречистый восторг.
Танцующего Шиву-Натараджи изображают в центре золотого чертога, символизирующего Вселенную. Так же этот чертог является символом человеческого сердца — места, где так любит бывать Шива, покидая свой дом на горе Кайлас.
Индуистская легенда гласит, что Шива спас от раскола Землю, когда река Ганг, по волеизъявлению богов, сошла с Небес гигантским разрушительным потоком. Шива головой сдержал всю сокрушительную силу удара водной стихии, и по его спутанным волосам Ганг сошел на землю семью святыми реками. Река небесной мудрости и света, низвергаясь на землю, была уравновешена Шивой, и стала рекой Земли — священным для индусов Гангом.
Образ Шивы имеет важное значение для осмысления человеком собственной жизни. Он учит людей великому терпению и выдержке. Шива испил весь смертоносный яд, предназначенный для живых, и держит его в своем горле. О полнейшем контроле над собственным умом символизирует Луна на голове Шивы, от которой веет прохладой и успокоением, что доставляет радость окружающим. На бессмертие Шивы, полное отсутствие страха в нем указывают смертоносные змеи, обвивающие его плечи, шею, щиколотки и запястья. Подобно Шиве люди должны делиться с окружающими всем, что есть в них хорошее, а все плохое, что находится внутри, должно сдерживаться и не выходить наружу. Шива хранит все сокровища, которые необходимы для благоденствия. И богатство это — свет его мудрости. Являясь силой, умом и энергией, Шива проявляется во всех мыслях, словах и действиях, следовательно, Шива есть в каждом человеке. Но только тот, кто чист помыслами и сердцем может увидеть, почувствовать этого благого господа в себе.