Изначально самый древний танец не имел названия — был храмовым танцем исполняющимся девадаси как часть ритуала. После того, как с приходом колонизаторов храмовое танцевальное искусство Индии, утратив свое религиозное значение, получило придворный статус, танец стали называть Даси Аттам. И лишь в сороковых годах прошлого столетия, после долгого периода забвения и последующего возрождения, танец обрел свое современное имя — «Бхаратанатьям». Название состоит из трех слогов — трех основных аспектов танца: чувства — бхава, мелодии — рага, ритма — талам. Слово «натьям» указывает на драматическую форму танца, описанную мудрецом Бхаратой в «Натья-шустре». Однако до нас «Бхаратанатьям» дошел как стиль танцевального искусства, который зародился в Танджоре около полутора столетия назад.
В древности брахатанатьм исполняли храмовые танцовщицы-девадаси как поклонение божеству, которому подносили свои души. Психологическая геометрия, демонстрируемая в совершенстве владеющими техникой танца девадаси, жесты, геометрический рисунок мудр, движения в определенных позициях тела — это был способ общения с божественной сущностью. В этом смысл великого исполнительского искусства.
С тех пор прошло много времени и брахатанатьям претерпел значительные изменения, но эта сакральная связь, как и канонические традиции танца, сохранились, оставляя неизменным широчайшую гамму движений и не прекращая эстетический поиск. Танец продолжает свое развитие в сердце танцовщицы, достигшей настоящей духовной свободы в искусстве исполнения брахатанатьяма — динамического и очень земного танца. Брахатанатьям — это служение, исполненное глубинным смыслом радости жизни, являющееся связующим звеном между танцовщицей, зрителем и творцом.
Брахатанатьям исполняется под сопровождение оркестра, который состоит их струнных, духовых и ударных инструментов. Гармоничные, четкие звуки музыкального ансамбля пробуждают ритм, продолжением которого являются движения тела танцовщицы, славящей своим танцем божественную Природу Мироздания.
Основные позиции, который включает в себя современный танец брахатанатьям, называются настроением (навараса). Всего их девять: радость, любовь, гнев, отвращение, удивление, покой, печаль, страх, смелость. Способом передачи этих настроений являются жесты, мимика, позиции тела. Танец имеет симметричный рисунок и исполняется в красивых костюмах.
Благодарю физическому и духовному труду, структурированной и изощренной практике, оттачиванию до филигранности танцевальных движений и жестов, полной отдаче священному занятию искусством можно не только достичь совершенства в технике исполнения брахатанатьяма, но и познать этот прекрасный мир и найти свое истинное Я.